Страничка музыкального руководителя

Дополнительная  образовательная  программа художественной  направленности  «Вокальное мастерство» https://drive.google.com/file/d/11-UpSgOMQU8VOWNw9WCreBcvpDim6dog/view?usp=sharing

Консультации для родителей

Ноябрь 2021

Консультация для родителей «Развитие чувства ритма у дошкольников».

В современном мире музыка является одним из эффективных средств формирования эстетического вкуса и умственного развития детей. Ведь занятия по музыкальному воспитанию требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций и конечно они оказывают большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является развитие музыкально- ритмических способностей. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех детей оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально- ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей, дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Музыка эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Ритм присутствует во всех моментах наших музыкальных занятий: пении, слушании музыки, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально – ритмических движениях. В группе воспитатели тоже занимаются развитием чувства ритма, используя развивающие, музыкально – дидактические, сюжетные игры, музыкальные сказки. Но помощь родителей в развитии чувства ритма очень желательна! Вы — родители, используя различные жизненные ситуации и применяя словесные игры, тоже можете помочь своему ребенку овладеть чувством ритма.

Как проявляется чувство ритма у малыша?

Равномерными танцевальными или игровыми движениями под музыку.

Развитие чувства музыкального ритма, начавшись в раннем возрасте, продолжается, пока ребёнок занимается музыкой.

Какие виды занятий развивает чувство ритма?

Формированию и развитию чувства ритма способствуют различные виды музыкальной деятельности: упражнения утренней гимнастики,

повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение.

С чего начинать?

Массаж с пением можно проводить уже с первого месяца жизни; гимнастику с пением — со второго месяца; выстукивание «в такт» (метрическая пульсация) фонограмме или пению с помощью взрослого различными видами звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы), а также на шумовых и детских музыкальных инструментах — с четвёртого-пятого месяцев жизни.

Какие использовать упражнения?

Для формирования и активного развития чувства метра и ритма у малышей можно рекомендовать следующие задания:

1. Дети всегда с большим интересом слушают стихи, поэтому негромко, с усиленной артикуляцией, проговариваем текст стихов или поём короткие песенки с одновременным прохлопыванием или простукиванием ритма кончиками пальчиков по столу.

2. Даже в самом раннем возрасте малыши могут запоминать небольшие стихи. Можно проговаривать стихи «понарошку», беззвучно с максимальной артикуляцией и одновременным прохлопыванием кончиками пальцев.

3. Громко, ритмично проговариваем или поём под музыку с одновременной «ходьбой» руками по столу или коленям малыша.

4. Ходим на месте под чтение стихотворения или пение, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

5. Медленно поём короткие, простые песенки, простукивая метр ладошкой, ножкой или выполняя игровые образные движения, в положении сидя: «Андрей-воробей» — «клюём зёрнышки» (пальчиком ладошку); «Ладушки» — «лепим пирожки» (хлопаем в ладоши); «Кую ножку» — «стучим копытцем» (указательным пальцем по ножке), «Дон-дон» — стучим ложкой по чашечке или сковородке и т.д.

6. Водим хороводы с пением («Каравай», «Пузырь»), ходим по кругу с пением и хлопками (или другими игровыми движениями) на каждый шаг или через шаг.

Памятка для родителей

· Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

· Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

· Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

· Поощряйте движения под музыку

· Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

· Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи, сказки

Игры и упражнения для развития чувства музыкального ритма

«Послушай и повтори» Взрослый берет карандаш, простукивает им любой ритмический рисунок по столу. Предлагает ребенку повторить его, прохлопав в ладоши.

«Веселые колпачки» Для игры берем два колпачка от пластиковой бутылки. Ребенок придумывает ритмический рисунок, простукивает его колпачками. Взрослый должен прохлопать ритмический рисунок.

«Замок»

На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)

Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)

Постучали и открыли. (постучать «замком» по столу и расцепить руки)

«Самолеты»

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

«Паровоз»

Я – веселый паровоз,

Погулять детей повез (переступают с ноги на ногу 8 раз)

Я по рельсам вдаль качу (Руки согнуты в локтях, поочередные движения руками вперед, назад)

Чу – чу – чу, ( три хлопка)

чу – чу – чу! ( три хлопка)

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие основных музыкальных способностей, которые необходимы ребёнку для полноценного восприятия музыки, её понимания, а значит, и более гармоничного развития ребёнка в целом.

Октябрь 2021

Сентябрь 2021

Июль, 2021

Июнь, 2021

Май, 2021

ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста. А помогут вам в этом стихи . детские рассказы и, конечно же, песни! Предлагаю ребятам послушать песню «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»

1 куплет.
Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

2 куплет.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска.
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.

3 куплет
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

16.06.2021

14.02.2021

01.02.2021

18.01.2021

Консультация «Музыкальные игры – эксперименты»

Игра — естественный для ребенка вид деятельности, который позволяет ребенку выразить свои чувства, желания и мечты, открывающие широкий простор для проявления смекалки, творчества, активности, отображающие реальную жизнь. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» — считает Н. К. Крупская.
Ребенок в игре артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же декоратор – рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он и техник – изобретатель — создает в игре новые конструкции.
Безусловно, детское творчество в игре еще несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством
Примеры игр:
«Водные процедуры»
Один из вариантов ритмических игр – игра, где дети экспериментируя, запоминают простейшую мелодию. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5—7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают. Ударять старайтесь не слишком сильно, чтобы не разбить стаканы и не уронить, но в то же время так, чтобы звук был наиболее ясным. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно – главное, чтобы звуки четко различались на слух.
Задача играющих в этом случае значительно усложняется. Теперь они уже должны запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены в ряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа – высокие. Очень хорошо, если кто-нибудь из наиболее «продвинутых» игроков сможет настроить весь этот ряд по музыкальному звукоряду. Но даже если этого не получится, не огорчайтесь, попробуйте соблюдать направление; запомните, в какую сторону изменялся последующий звук, был он выше или ниже предыдущего. И просто старайтесь как можно точнее повторять заданный ритм, пока мелодия для вас еще не главное.
Примеры ритмических рисунков можно брать прежние.
«Звуки в воде»
Цель: Выявление особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые или жидкие тела).
Игровой материал: большая емкость с водой, камешки.
Ход игры: взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем следует приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты.
Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.
«Стучалки»
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм со сменой тембра в тех же местах.
Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые изиенения еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.

14.12.2020

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством элементарного музицирования»

Ребенок «входит в музыку» через коллективные занимательные игры, связанные с ритмическими упражнениями, музицированием на шумовых инструментах. Детские шумовые инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми.

Все, что может показаться забавой, развлечением, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя в игру, дети незаметно для себя усваивают премудрости сольфеджио, даже не подозревая о существовании сложности ритма и метра. Дети выстукивают на музыкальных инструментах ритмические рисунки, импровизируют. И все это – игра, в которой он участвует, творчески создавая, а не подражая. Используя в играх шумовые музыкальные инструменты, дети учатся сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию, учатся моделировать художественный образ музыкального произведения.

Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по-иному воспринимать окружающий мир. Благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах малыши раскрепощаются, легче вступают в контакт с другими детьми и взрослыми, гораздо смелее выходят выступать при большом количестве зрителей.

Таким образом, привлекая детей к игре на детских шумовых инструментах, мы открываем перед ними прекрасный мир звуков, развиваем стремление к сотворчеству, обогащая мир каждого ребенка. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Отдельно хочется сказать о пользе развития у дошкольников чувства ритма. Формирование чувства ритма у детей, в том числе у детей с общим недоразвитием речи, является одной из наиболее важных задач. Ведь в целом, чувство ритма является важной психологической способностью, пересекающейся в психологическом плане с усвоением ребенком речевых эталонов.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие лингвистических способностей.

В работе необходима регулярность и систематичность. Поэтому, предлагаю родителям дошкольников выполнять с ребятами несложные ритмические видео-упражнения, так называемые «ритмические партитуры». Эти задания не только понравятся ребятам, но и будут способствовать общему развитию ребёнка,

Правильно организованная ритмическая деятельность обогащает восприятие детей, способствует развитию музыкальности, оказывает влияние на формирование различных психических функций. Заинтересованность облегчает и стимулирует развитие. Радость, которую доставляют детям ритмические упражнения и игры, благотворно действует на их общее развитие. Таким образом, значение ритмической деятельности выходит далеко за пределы только музыкального и эстетического воспитания, и развитию чувства ритма необходимо уделять серьёзное внимание в каждом дошкольном учреждении.

Ссылки на ритмические упражнения:

https://youtu.be/Zy9oeH5if5o

https://youtu.be/apUf1IdfyAY

13.12.2020

12.11.2020

12.10.2020

10.09.2020