Экологическое воспитание

ДОУ расположено в экологически чистой зоне, удалено от дороги. Территория ДОУ – большая, озелененная (большое разнообразие деревьев, кустарников: рябины, ели, липы, черемуха, голубая ель, березы и многие другие). Вблизи ДОУ расположена лесная зона.

Наличие и характеристика экологических дисциплин, программ, курсов и пр.

В вариативную часть основной образовательной программы ДОУ включен кружок «Экология» во всех возрастных группах. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю в старших группах и 2 раза в месяц в младших группах по программе С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа направлена на развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста, обучение правилам поведения в природе, знакомство с растениями и животными, обучение детей исследовательской и познавательной деятельности

Педагогами ДОУ Беспомощновой И.А., Кругомовой Т.А. разработаны авторские программы экологической направленности по познавательному развитию детей 5-6. 6,7 лет дошкольного возраста «Познавай-ка». На данные программы получены рецензии.

Разработана авторская программа по организации воспитательно-образовательной работы дошкольников в помещении зимнего сада «В царстве комнатных растений» (составитель воспитатель ДОУ Кунченко Н.С., Тараненко О.С.)на данную программу получена рецензия.

В ДОУ реализуется программа Т.А. Копцевой «Природа и художник». (Обучение способам художественной деятельности, овладение «языком изобразительного искусства»; формирование умений и навыков воспитанников в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества. Приобщение к мировой художественной культуре. Формирование у воспитанников целостных представлений о природе, овладение техникой художественной деятельности).

Экологическая история учреждения (основные даты)

Приоритетное направление экологическое воспитание ДОУ реализуется с 2005 года. За это время накоплен опыт экологического воспитания подрастающего поколения.
2017г. – региональный фестиваль педагогических идей работников образовательных организаций, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования «Дошкольное образование: опыт и перспективы»
2016г. — Диплом участника «ЭкоЛидер- 2015» в номинации «Образование» «Дошкольное образовательное учреждение»
2016г.– участник городского конкурса методических разработок «Игра – дело серьезное», экологическая дидактическая игра «Наши зеленые друзья».
2015г. IХ региональная ярмарка социально-педагогических инноваций, стендовая презентация «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности», 3 место.
2015г. — Городской этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2015», 3 место.
2014г. — Диплом участника «ЭкоЛидер- 2014» в номинации «Образование» «Дошкольное образовательное учреждение»
2014 г. — Диплом II степени городского заочного тура регионального конкурса «ЭкоЛидер» в номинации «Образование» «Дошкольное образовательное учреждение»
2014г. – педагоги ДОУ – участники районного конкурса на лучшую методическую разработку проектов экологической направленности «Наш друг – природа».
2013г. – Семинар для старших воспитателей Красноглинского района «Экологическое воспитание дошкольников»
2012г. – лауреат городского конкурса «Детский сад года», номинация «В гармонии с природой», специальный приз председателя жюри.
2011г. – 1 место по г. Самара во Всероссийском конкурсе дошкольных образовательных учреждений «Территория – 2011».
2008г. – лауреат городского конкурса «Экология детства – путь в XXI век»
2007г. – 3 место в городском конкурсе «Экология детства – путь в XXI век»

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. В нашем детском саду экологическая развивающая среда организована в каждой возрастной группе – это уголки природы, которые включают в себя: комнатные растения, дневники наблюдений за ростом и развитием комнатных растений, огород на окне, уголок экспериментальной деятельности, календарь погоды, дидактические игры, папки: времена года, дикие, домашние животные, птицы, деревья и кустарники, цветы и др.

В детском саду функционирует живой уголок.
Главная цель — научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство сопереживания, ответственность, любовь к живой природе, расширить кругозор и получить новые знания. Совместный уход, наблюдения за питомцами живого уголка помогают сплотить коллектив, научит детей работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих. Кроме того, живой уголок играет большую роль в период адаптации к детскому саду, помогает заинтересовать ребёнка, становится своеобразным стимулом и позволяет скорее привыкнуть. Обитатели живого уголка: крыса, морские свинки, хомячки, водные и сухопутные черепахи, попугайчик, рыбки и кролики. Здесь дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования в естественной среде, знакомятся с потребностями. Вместе с взрослым устанавливают сходство потребностей животных и людей, органов и их функций.

В детском саду функционирует зимний сад. Здесь организуется деятельность по уходу и наблюдениями за растениями в течение всего учебного года, воспитатель делает акцент на необходимость заботы о них, помощи им; что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

Огород: В летний период каждая группа обзаводиться собственной грядкой, культурные растения высаживаются либо воспитателем, либо родителями совместно с детьми. За их ростом ведется постоянное наблюдение и уход. А осенью традиционный сбор урожая.

Администрация и воспитатели детского сада уделяют большое внимание облагораживанию и озеленению территории и групповых участков ДОУ: в теплое время года производиться высадка цветников на территории детского сада, зимой на прогулочных участках возводятся снежные скульптуры.
На участке ДОУ возведен птичий столб, для наблюдения за птицами, и подкормки в зимнее время.
В помещениях ДОУ (коридоры, холлы) имеется много зелени и цветов. Каждое растение снабжено информацией на бейджике, которая содержит картинки, по которым воспитанники смогут понять, как правильно ухаживать за растениями.

Музей: В ДОУ функционирует мини – музей, элементы которого также направлены на формирование экологического сознания воспитанников:

Мини – музей «Хлеба»
В мине — музее «Хлеба» находятся образцы злаковых культур, коллекции колосьев, муляжи хлебобулочных изделий. Здесь представлены экспозиции создания детского «хлебного» поля, картины, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Рядом представлены макеты и орудия ручного сельскохозяйственного труда, связанные с уборкой и обработкой зерна, -плуг, соха, коса, цепь, грабли, серп, рогатина, ручная кофемолка используется для того, чтобы продемонстрировать детям, как зерно перетирается в муку. Дети с чувством восхищения узнают, как овес и пшеница превращаются в муку, как из зерен овса получается овсяная мука, из зерен пшеницы — пшеничная мука, из зерен ржи — ржаная мука.

Мини – музей «Березка»
В мини – музее «Березка» находятся образцы бересты и древесины, различные изделия из них, образы березы в фотографиях, живописи, поэзии, альбомы с легендами о березе, пословицами, загадками, народными приметами и детскими рисунками по теме и др.